Усилители руля
25.01.2010
Усилители рулевого управления устанавливаются на автомобилях с целью облегчения труда водителя, а также повышения безопасности движения. В общем случае усилитель включает:
источник энергии (гидравлический насос с емкостью, ресивер со сжатым воздухом или аккумулятор энергии);
распределительное устройство РУ (со следящим механизмом), которое регулирует подачу энергии (жидкости под давлением, сжатого воздуха и пр.) к исполнительному механизму и осуществляет поворот управляемых колес (осей) пропорционально углу поворота рулевого колеса;
исполнительный механизм, выполняемый в виде силовых цилиндров СЦ, создающий необходимое усилие для поворота управляемых колес (осей).
К усилителям предъявляется ряд специальных требований:
1) при неисправностях усилителя автомобиль не должен терять управляемости: управление им в этом случае должно осуществляться обычным образом;
2) с увеличением сопротивления повороту должно возрастать и потребное усилие на рулевом колесе, чтобы водитель «чувствовал» дорогу, однако, это возрастание не должно превосходить 0,1-15 кН (10—15 кгс);
3) минимальное запаздывание в срабатывании усилителя и обязательное наличие следящего действия, обеспечивающего пропорциональность углов поворота управляемых колес (осей) углу поворота рулевого колеса;
4) устранение произвольных самовключений усилителя от воздействия толчков со стороны дороги и такое действие усилителя, при котором в случае повреждения шин управляемых колес водитель имеет возможность в период аварийного торможения поддерживать нужное направление движения автомобиля.
При установке усилителей на автомобили необходимо считаться с более интенсивным износом шин (из-за злоупотребления поворотами на месте), более сильным нагружением деталей рулевого привода. Усилитель усложняет и удорожает конструкцию рулевого управления и увеличивает объем работ по техническому обслуживанию.
Усилители с такой компоновкой приемлемы для автомобилей с нагрузкой на управляемую ось не более 25— 30 кН (2,5—3,0 тс).
Остальные варианты компоновки допускают значительную свободу в размещении отдельных элементов усилителя и являются более универсальными. Важными преимуществами их являются возможность установки усилителей на серийные автомобили без серьезной реконструкции стандартного рулевого управления и менее интенсивная силовая напряженность работы привода.
Гидравлические усилители могут быть, как указывалось ранее, с открытым или закрытым центром. В отличие от усилителей с открытым центром у усилителей с закрытым центром при нейтральном положении управляемых колес входная магистраль в РУ заперта (иначе разрядится источник энергии). Усилители с закрытым центром промышленного применения еще не получили и отрабатываются пока в виде опытных конструкций. Их преимущества: повышенное быстродействие, меньший расход мощности двигателя на привод насоса (насос включается в работу эпизодически). Недостатки: усложнение и удорожание конструкции (за счет необходимости содержания пневмоаккумуляторов и электрических узлов); более высокие требования к герметизации.
Рубрики: Конструкция авто | Метки: