Техническое обслуживание
Рис. Водяной насос и вентилятор двигателя ЗИЛ-130:
1 — вал, 2 — ступица, 3 — вентилятор, 4 — клиновой ремень, 5 — корпус подшипника, 6 — масленка, 7 — кожух, 8 — крыльчатка, 9 — самоподжимной сальник, 10 — шкив
Основными неисправностями системы охлаждения являются: подтекание воды, образование накипи на стенках рубашки охлаждения и трубках радиатора, уменьшение интенсивности работы водяного насоса и вентилятора вследствие ослабления натяжения приводных ремней, засорение пространства между трубками и пластинами радиатора. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению теплового режима, снижению мощности и сокращению срока службы двигателя.
Ежедневное техническое обслуживание системы охлаждения заключается в осмотре системы с целью проверки герметичности всех соединений, уровня охлаждающей жидкости в радиаторе, а также натяжения, ремня привода вентилятора. При осмотре системы проверяют:
наличие осевого зазора оси вентилятора и крепление его лопастей; если обнаружен осевой зазор, вентилятор снимают и подвергают ремонту;
затяжку гаек шпилек крепления радиатора и болтов крепления водяного насоса; при необходимости их подтягивают;
отсутствие подтекания жидкости в трубках и шлангах; для устранения течи жидкости из-под шлангов подтягивают хомутики поворотом соединительных шплинтов или гайки соединительных болтов;
исправность прокладки и действие паровоздушного клапана пробки радиатора; при нажатии пальцем на клапан он должен действовать без заеданий, прокладка пробки не должна иметь разрывов.
На двигателе ЗИЛ-130 необходимо периодически проверять затяжку гайки крепления ступицы шкива. При ослаблении гайку подтягивают усилием в пределах 5,5—7 кГм. После затяжки гайку зашплинтовывают.